Ювелирные эмали, перегородчатая эмаль - технологии, история, современное применение техник
Пусть это будет тоже мастер-класс, но только не визуальный, как обычно, а информационно-образовательный.
Я подробно в статье расскажу о технологиях и техниках ювелирных эмалей, о перегородчатой эмали, о ее истории в России и в мире, об основных течениях и применениях ювелирных эмалей в настоящее время.
Надеюсь, что Вам будет познавательно и интересно читать данную статью.
Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.
Существуют различные способы и технологии нанесения ювелирных эмалей.
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ИЛИ КЛАУЗОНЕ
Золотые или серебряные перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло. Вместо перегородок иногда используют филигранную нить.
ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ИЛИ ШАМПЛЕВЕ
Специальным резцом вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий.
ЭМАЛЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОКРЫТИЕ (ФИНИФТЬ)
Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера Ростовской Финифти, а также австрийский бренд Frey Wille.
ЭМАЛЬ-ГИЛЬОШЕ
Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше). В России эмаль-гильоше связана с именем Фаберже.
ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ
Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.
Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Обжиг изделия производится после каждого нанесения очередного слоя эмали.
СЕЯНАЯ ЭМАЛЬ
Выпоняется распылением порошков эмалей на основу-трафарет, каждый слой закрепляется клеем.
Закрепление эмали на изделиях происходит разными способами - горячими и холодными.
ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ
Современные горячие эмали - фавориты в эмалевых украшениях.
Эмаль припекается к металлу в муфельных печах при температуре 600-800C. Затем изделие охлаждают и полируют. 🌡
На самом же деле всё сложнее - эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы и наносят на нужные участки изделия. Прежде чем начать обжиг изделие надо подсушить, чтобы исчезли пузырьки воздуха - они испортят гладкость.
Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи для идеальной гладкости.
Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, то необходимо соблюдать очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка в зависимости от жаростойкости. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем - менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.
Регулируя температуру и время изделие могут обжигать до 100 раз. 💁
ХОЛОДНЫЕ ЭМАЛИ
Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.
❄️Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в нужных пропорциях смешивается с катализатором, образуя кремообразную пасту, которую специальным инструментом наносят на металл.
Эмаль застывает при комнатной температуре в течение 48 часов, а при температуре 70C – в течение 20 часов.
В этой технике можно смешивать разные эмали и получать различные оттенки.
Теплоотверждаемая холодная эмаль схожа с горячей, но плавится при 160C. Не полируется и обладает значительно меньшей прочностью.
Светоотверждаемая холодная эмаль похожа на установку зубных пломб. Нанесённый на изделие состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит затвердевание.
Используя эту технику, ювелиры "пломбируют" сколы на эмалевых украшениях.
Древние мастера Руси прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и серебра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перегородчатой эмали и чернь.
Техника перегородчатой эмали появилась еще в 11 веке в Киеве. Эта техника попала на Русь из Византии, но со временем мастера превратили ее в нечто весьма самобытное.
В качестве элементов в технике перегородчатой эмали среди изделий русских мастеров встречаются облики святых, сирины возле древа жизни и другие уникальные сюжеты.
Еще раз коротко о самой технике исполнения - для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа обжигом и тщательной полировкой готового изделия.
Технику перегородчатой эмали взяли на вооружение многие мастера ювелирного дела, многие из них стараются обогатить свои изделия не только красивым рисунком, но еще и некоторым национальным колоритом.
Древнее искусство Минанкари в Грузии - как раз тот самый случай.
В национальных музеях Грузии можно встретить старинные эмалевые артефакты, возраст которых – сотни лет. Но из-за войн и междоусобиц в XV веке техника минанкари была утеряна, и долгие годы после мастера ничего в ней не создавали. Искусство минанкари вернулось в середине 60-х годов прошлого века.
Технология создания украшений в технике перегородчатой эмали минанкари довольно проста, повторю ее еще раз:
- Эмаль наносится на пластину из золота, серебра 999-й пробы или меди – с другими металлами она несовместима;
- С помощью металлических перегородок, предварительно нагретых в печи для пластичности, создается основа будущего рисунка;
- Пространство между перегородками заполняется эмалевым порошком. В сухом виде цвет порошка может существенно отличаться от цвета готово изделия- разница возникает из-за температурной обработки. Эмаль наносится послойно, несколько раз;
- После каждого слоя изделие обжигается в печи при температуре 750-780 градусов Цельсия. Процесс повторяется до тех пор, пока эмаль целиком не заполнит собой все свободное пространство, а металлические перегородки не скроются;
- Поверхность украшения шлифуется и полируется до блеска.
Изделия минанкари (как и все, собственно говоря, изделия в технике перегородчатой эмали, полученные горячим обжигом) долговечны. Для того, чтобы украшение всегда выглядело как новое, достаточно чистить металлическую основу.
В «столице» минанкари, городе Тбилиси, нет крупных ювелирных предприятий: все изделия изготавливаются вручную в небольших мастерских.
В технике минанкари изготавливаются не только ювелирные изделия: иконы, посуда, картины, даже на фасадах зданий в Грузии можно увидеть знакомые эмалевые переливы.
Художественные изделия с перегородчатой эмалью, известные в Европе как «клуазонне», в Китае называют «цзинтайлан». Этот вид декоративно-прикладного искусства возник в Китае в минскую эпоху в годы правления императора Цзиньтай (1450-1457 гг.). Во времена правления императоров Канси и Цяньлун династии Цин (1616-1911 гг.) перегородчатая эмаль достигла своего художественного пика.
В этот период при создании изделий с перегородчатой эмалью часто использовали красители с добавлением драгоценных камней – сапфиров. Таким образом изделия и получили свое название «цзинтайлань»: первые два слога обозначают годы, когда была изобретена техника перегородчатой эмали, а последний слог «лань» (蓝) переводится с китайского языка как «синий».
В технике перегородчатой эмали были выполнены вазы, ширмы, мебель, палочки для еды, чаши, блюдца. Ранние образцы Китайской перегородчатой эмали хранятся во Дворцовом музее в Китае.
До начала XX изделия из перегородчатой эмали производились исключительно для императорского двора, но в последние годы правления Цин их стали экспортировать в другие страны, где они высоко ценятся и по сей день.
В 1904 г. на Международной ярмарке в Чикаго пекинская перегородчатая эмаль была удостоена первого призового места.
Сегодня в технике клуазоне в Китае делают изделия из дерева, нефрита, слоновой кости...
И под конец этого большого обзора я расскажу о некоторых мировых брендах, которые сегодня работают в технике ювелирной эмали.
Начну с итальянского бренда NAMFLEG. Ювелирные украшения NAMFLEG, выполненные в технике горячей эмали, продолжают традиции египетских, византийских художников мастерской Карла Фаберже.
Австрийский ювелирный бренд FREYWILLE был основан в 1951 году художницей Микаэлой Фрай. Все предметы коллекции отдают дань уважения ювелирным традициям — элегантные и местами романтичные вещи выполнены из золота 750-й пробы, драгоценной эмали (в технике горячей эмали) и бриллиантов.
Благодаря своему идейному вдохновителю — президенту и владельцу марки FREYWILLE Фридриху Вилле — украшения этого бренда покорили мир и сегодня представлены более чем в 100 бутиках по всему миру.
Ювелирный дом Van Cleef & Arpels - филигранная техника позволяет создать пронизанные светом витражи из эмали. Тончайшие золотые перегородки формируют узор, делая его похожим на миниатюрный витраж. Данная техника лучше всего позволяет подчеркнуть кристальную прозрачность стекла и утонченность металлического каркаса.
Техника витражной эмали была специально разработана мастерами Van Cleef & Arpels и позволяет создавать трехмерные детали изображения.
Часовой бренд класса люкс Vacheron Constantin тоже использует в некоторых своих коллекциях техники горячей эмали и гильоше.
Мастера часового дома Jaeger-LeCoultre имитируют в эмали техники великих художников. Каждая эмалевая миниатюра воспроизводится художниками, следуя специфическим методам, которые автор использовал при создании оригинальной картины.
«Нам пришлось изучать искусство эмали заново, учитывая возможности современных материалов, - объясняет Стефан Бельмонт, директор по маркетингу «Jaeger-LeCoultre».
И еще один ювелирный часовой дом - Ulysse Nardin, который тоже создает свои творения в технике эмалирования циферблатов.
Безусловно, еще есть много ювелирных мастерских по миру, которые работают в технике ювелирных эмалей и создают потрясающие своей красотой и мастерством украшения и аксессуары.
Все изображения к данному обзору взяты из свободных источников сети Интернет и являются собственностью правообладателей.
В нашем магазине материалов для творчества можно приобрести эмалевые лаковые краски для имитации эмали, готовые творческие наборы для создания работ в технике Имитации перегородчатой эмали и готовые авторские работы Мастера Светланы Мартыновой в технике Имитации перегородчатой эмали.
С уважением и творческим настроем,
Светлана Мартынова, SMAR
Комментарии: 0
Пока нет комментариев